Турагенты против чарджбэка

Юрист предложил рознице способ защиты от отзыва платежей за несостоявшиеся туры

Как турагенты могут оградить себя от чарджбэка – возврата туристом платежа банковской картой за тур, не состоявшийся по вине туроператора? Вариант решения этого вопроса предложил рознице юрист Александр Байбородин. И, судя по отзывам, многие готовы им воспользоваться и рекомендовать коллегам. Сработает ли схема на практике и какие подводные камни она таит?

Турагенты против чарджбэка

Откажитесь от претензий

Для финансово подкованных туристов отзыв платежа по кредитной карте – чарджбэк становится альтернативой фингарантиям. Но в отличие от фингарантий расплачиваться за несостоявшиеся туры придется не страховой компании, а турагенту, принявшему оплату пластиковой картой. Банк-эмитент вернет клиенту деньги за неоказанные услуги, после чего у продавца тура автоматически образуется задолженность уже перед его банком.

Тот факт, что турагент уже перечислил эти деньги туроператору, формировавшему несостоявшийся тур, банками в расчет не принимается – клиент всегда прав, и точка. Эта схема работает далеко не всегда, но тем не менее успешные для туристов прецеденты имеются в изобилии. Например, пострадавшие от «Натали Турс» клиенты с радостью делятся примерами в мессенджерах.

Чтобы оградить свой бизнес от такой несправедливости, руководитель компании «Юристы для турбизнеса» Александр Байбородин предложил турагентам подробно оговорить в договоре с туристом разграничение ответственности туроператоров и розничной турфирмы и внести следующий пункт: «Заказчик проинформирован о том, что обязанности агента считаются исполненными с момента исполнения предусмотренных законом и договором обязанностей турагента. Заказчик не намерен опротестовывать платежи агенту в случае исполнения последним своих обязательств. При заведомо не обоснованном предъявлении соответствующих требований агент и банк вправе обратиться с иском о взыскании с заказчика неосновательного обогащения и судебных расходов».

Подпись под такими условиями заставит туриста подумать дважды, прежде чем затевать чарджбэк, а также снизит вероятность отзыва платежа турагенту в случае банкротства туроператора, считает Александр Байбородин. Оставим в стороне вопрос, устроит ли это клиентов. Ведь всегда можно выбрать продавца тура с не столь жесткими требованиями. Важнее то, что единого мнения у юристов по поводу работоспособности предложенной схемы нет.

Не по адресу спрос

Согласно законодательству, регулирующему банковскую деятельность, возвратные платежи (чарджбэк) регламентируются правилами международных платежных систем и договором банковского обслуживания, отмечает основатель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов. «Поэтому никакие внешние договоры, кроме тех, что регулируют отношения банка – эмитента пластиковой карты клиента и банка-эквайера, в котором обслуживается турагент, не влияют на процедуру возврата средств клиенту банка по его обоснованному заявлению и не влекут правовых последствий», – разъясняет юрист.

Более того, внося в договор с клиентом условия, ограничивающие потребителя в правомерных действиях, розничные турфирмы рискуют нарваться на санкции Роспотребнадзора. За это предусмотрен административный штраф по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ – от 1 до 2 тыс. руб. для должностных лиц и от 10 до 20 тыс. руб. для юрлиц.

***

Таким образом, единственный на сегодня надежный способ избежать риска чарджбэка для турагентств – не принимать оплату за туры банковскими картами. Хотя это и ограничивает клиентам варианты внесения денег и, конечно же, не добавляет компании конкурентных преимуществ.

А если уж и допускать прием средств кредитками, то в случае проблем отстоять свои права проще турагентствам, действующим не от собственного имени. «Если от туриста поступит требование о чарджбэке, банк, прежде чем возвращать деньги, должен провести предварительное разбирательство. И не исключено, что факт работы от имени и по поручению туроператора поспособствует благоприятному для турагента решению», – приводит аргументы адвокат Димитрий Морозов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.